лик Творца и образ Зрителя

У настоящего искусства два лица: лик Творца и образ Зрителя.

Автор Жакомо де Пасс

И, пожалуй, именно лицо созерцателя никогда не слукавит, уже по одному выражению глаз можно понять, что перед вами – шедевр высокого Искусства или бледное подобие художественной работы.

Автор Жакомо де Пасс

В этом году Третьяковская галерея преподнесла москвичам и гостям столицы, щедрый подарок, организовав при поддержке Международного художественного фонда выставку французского художника Жакомо де Пасса.

Экспозиция выставки представляла собой ретроспективу творчества художника за последний тридцатилетний период. На первый взгляд казалось бы тридцать лет достаточно долгий путь работы над собой и совершенства собственных произведений. Ан нет, тридцать лет – как один день, один миг, один шаг художника, промелькнули незаметно, и лишь длинный шлейф неповторимых полотен заставляет усомниться неискушенного зрителя в медлительности или скоротечности времени. Дорога в четверть века обернулась коротким мгновением, перенесенным в сотни живописных и графических полотен, скульптурных произведений. Будь то сольные скульптуры или композиционные работы, триптих, дуэт – в каждой из работ чувствуется сила, уверенность, мудрость и врожденный талант художника.

 

Автор Джакомо де Пасс

В каждом из нас в один из дней происходит переломный период, когда мы становимся взрослыми и вправе считать прожитые годы в обратном порядке. Вот и о творчестве художника нам бы хотелось рассказать в обратном порядке, начиная с пути умудренного творца, плавно продвигаясь к безрассудной молодости юного художника, до повествования первого мгновения, дня, когда Жакомо де Пасс почувствовал в себе живописную силу. Мощь творца будущих поколений с  порывом заявить о себе миру как о личности с большой буквы. И это вовсе не означает, что в творчестве Жакомо де Пасса на сегодняшний день поставлена точка, отнюдь. Это всего лишь первая остановка путешествия в мир высокого, великолепного непревзойденного искусства. Нам хотелось бы как можно подробнее рассказать о работах художника, не оставляя без внимания и неудачи, и дни творческой хандры, депрессии, момент когда муза покидала своего отрока отправляясь в теплые страны.  И начнем мы с того периода, что подарили нам, устроили выставки – «Страсти Жакомо».  

Автор Жакомо де Пасс

Более поздний, а точнее сегодняшний период творчества Жакомо де Пасса особенно дорог. В каждом полотне художника читается устоявшийся характер, когда уже позади юношеская бесшабашная рискованность, бесследно растворилась эксцентричность молодого азарта, миновала эра экспериментальной увлеченности. Пережит кризис «среднего возраста» выраженный в буйстве красок, в смелых и дерзких решениях. Однако не признавать ранние работы высоким искусством также невозможно, как невозможно не влюбиться в творчество художника, бродя по тихому выставочному залу «в Толмачах» Третьяковской галереи. Здесь бродит идиллия, живет гармония между Зрителем и Творцом, их единение мысли, восприятие реального мира сквозь призму пастельной живописи, сквозь калейдоскоп строгих штрихов графических работ. Это и есть единство мысли двух лиц, двух душ, двух сердец. 

Автор Жакомо де Пасс

Нам не ведомо, в какой из дней, на каком жизненном периоде Жакомо почувствовал внутри себя живую душу музыканта – скрипача. Звуки музыки, нежность мелодии, утонченность грациозных нот художник перенес на полотна, олицетворяя музыку внутри каждого из нас. Мы зрители собственной жизни слышим свою мелодию, видим свой музыкальный инструмент: это и уверенная игра пианиста – рояльная композиция; и тончайшие ноты флейт, дудочек – духовные полотна. Но особенной индивидуальностью, неповторимостью играют скрипичные полотна – олицетворяя душу художника и  скрипача. Мир, как огромный симфонический оркестр, иллюзорным миражем вместил себя в одном зале. Обманчиво воображение, художник лишний раз подчеркивает в нас индивидуальность, каждый – обладатель своей палитры, играет свою музыкальную партию.    

Особенно трепетные чувства Жакомо де Пасс испытывает к женщине. В них он любит все без исключения и стройный стан, и вздорный нрав, и капризный норов и фальшивую покладистость характера. Для художника женщина некто большее, чем банальное «душа и тело», не удивительно, Дама-Зритель отвечает художнику взаимной любовью, пристально вглядываясь в загадочный мир «Леди в маске». Все дамы Жакомо подобны реальной сказке, исполненной в матовой бледности с подчеркнутой мягкости изгиба плеч, кроткого поворота головы. Обнажив Даму пред Зрителем, Жакомо сохранил загадочность высшего закона природы, предоставляя Созерцателя домысливать обворожительную красоту истинных Леди. Если на мгновение прикрыть глаза, то вы услышите томное дыхание барышень с полотен, возможно, вам повезет, и вы почувствуете флер воздушного поцелуя, прикосновение губ и тихий шепот соблазнительных обольстительниц.     

Выставочный зал словно впитал в себя волшебный свет, блеск, загадочное сияние – источаемое художником и воплощенное в Творчестве. Теплая атмосфера, уголок, где нет ничего и никого, кроме Вас и незримого присутствия мастера, Творца в его искусстве. Наблюдать за Зрителями не просто увлекательно, скорее даже почетно, ибо только так нам дано понять какую гамму чувств, эмоций переживает Зритель, и пережил художник, создавая шедевр. И лишь в минуты обнародования творчества оба лица воссоединяются и воплощаются в одно целое – картину. Зеркальное отражение двух лиц в одном полотне и есть настоящее Искусство.   

Но, пожалуй, лучшее произведение художника – картина реальности, его лицо. Оно подобно раскрытой книге исписанной мелким убористым подчерком, обладателя магической силой притягательности. С вставками и поправками размашистого, небрежного написания – это отражение чувств, пережитых лет, секунд, мгновений летописца. Вы с легкостью читаете штрихи и зарисовки озорства в поволоке глаз выделенных строками, написанными от руки на полях книги Жизни. В этой книге легко читаются между строк и игры в клоунаду, и забавы, и развлечения Творца. Казалось бы, прямо сейчас герой нетленного сюжета воскликнет: «Ах, водевиль, ах, водевиль», но вот через мгновение, перевернув страницу, вы наблюдаете, перевоплощение взора, где водевиль растаял в бездонной синеве очей. Очаг степенной мудрости, неторопливости, подталкивает обладателя сюжета к продолжению повествования романа – познаний искусства любви, поискам священного Грааля. И вот тут очнувшись, вы понимаете, что книга-то написана давно забытым, неизвестным древнеарамийским языком, слова нетленного Искусства. Такова загадочность натуры художника, граничащая с призывом открытости, жаждой первооткрывателя, потребности любить и быть любимым.

Лишь по прочтении картин иль книги, мы понимаем, что Жакомо де Пасс сумел остановить  года, застыло время и замерли стрелки часов на долгих тридцать лет, чтоб он успел создать и подарить вселенной, шедевр бушующих страстей, искусство жизни.   

Автор Жакомо де Пасс

«Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя» – Антон Павлович Чехов.

One thought on “лик Творца и образ Зрителя

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>